Стажер Хорунжев

Не в этом ли загвоздка? Ведь разоблачают Делькова не органы милиции, а именно сыщик-любитель — стажер Хорунжев. При неопытности и срок у героя слишком мал — всего двое суток. Радея за своего героя, авторы идут ему навстречу — упрощают интригу, механика выставляют прямолинейным, чтобы за двое суток Хорунжев все успел: усомнился бы в профессии, обнаружил преступника, перевоспитался. Оттого, думается, что создателей картины больше занимает «роман воспитания», чем детектив.

Лента начинается длинной сценой досмотра в таможенном зале. Зал, вероятно, подлинный, и досмотр тоже, видимо, подлинный. Или эпизод снят в реальной таможне с включением в «натуру» актеров. Любовно фиксируют авторы и проходы персонажей в порту — вдоль причалов, кранов и подъездных путей. Кажется, что создателей больше интересует портовая жизнь, текущая на границе, на кромке между «здешним» и «далеким». Детективная интрига, в сущности, пристегнута к материалу. Она необязательна.

Жажда нового материала и новых сюжетов привела наш приключенческий кинематограф и к «фильму катастроф». Таких лент немного, но время от времени они выходят. «Тревожное воскресенье» к ним принадлежит.

В «фильме катастроф» так же, как и в иных формах приключенческого жанра, обязателен слом привычного, нормального: терпит аварию рейсовый пассажирский самолет, загорается поезд, обрушивается снежная лавина. В «Тревожном воскресенье» пылает нефтеналивной танкер. Его резервуары, к счастью, пусты, однако внизу, в машинном отделении осталась бригада ремонтников — огонь преградил им путь к спасению.

Сюжетная схема «фильма катастроф» несложна: функции наиболее активного действующего лица передаются тут природе, стихиям — воде, огню, даже — воздуху. Бедствие, ими вызванное, снимается с размахом, масштабно, зрелищно. Оно — как бы гвоздь программы. Персонажи обычно делятся на две группы: одна борется со стихией, другая — от нее страдает. Через их страдания острей ощущается злобность, разрушительность вырвавшихся из-под контроля природных сил. В «Тревожном воскресенье» страдающей группой оказываются ремонтники и люди, к ним близкие: мать одного, невеста другого.

Угроза гибели, нависшая над людьми, осложняет ход борьбы со стихией. Не окажись бригада внизу, операция гашения упростилась бы — танкер вывели бы на рейд, пожар не угрожал бы городу и соседним судам, газ в пустых танках спокойно бы выгорел. Судно уже было повели на рейд, однако из-за людей, отрезанных в машинном отделении, его приходится вернуть. Взрыв газа в пустых резервуарах грозит теперь значительными разрушениями — приходится эвакуировать людей, вывозить за город детишек, готовить пенную атаку.

В хорошем приключенческом фильме действие движется упругими толчками, нагнетая напряжение. К примеру, героям нужно чего-то достигнуть, куда-то добраться — процесс раскладывается на этапы. Герои полны надежды: вот завершится очередной этап и дело пойдет легче. В действительности положение еще больше осложняется.

В «фильме катастроф» разложению на этапы подвергается буйство стихии (вспомним «Экипаж»). Так сконструирован и сюжет «Тревожного воскресенья».

Скучаете дома? Тогда сайт http://dosugvgorode96.com поможет найти вам компанию. Загляните.